Интервью с  В.А. Глазыриным

Интервью с В.А. Глазыриным

09.04.2022 Выкл. Автор admin

Уважаемые коллеги!

📝Рады опубликовать новое интервью с доктором социологических наук, профессором кафедры философии и социологии Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева Глазыриным Валерием Алексеевичем.

Приятного прочтения!

1. Что подтолкнуло Вас к желанию заниматься научной деятельностью?

С этим просто. У меня стремление заниматься наукой сформировалось в период обучения на философском факультете УрГУ им. А.М. Горького. Особого выбора у студентов не было. Нужно было подключаться к научной деятельности. Как минимум, чтобы не оказаться в списках академических задолжников, надо было писать и защищать курсовые работы. Можно было готовить доклады и выступать на заседаниях СНО или работать самостоятельно. Но при всех обстоятельствах, если правильно помню, у каждого студента в обязательном порядке был преподаватель — научный руководитель, который не только «подталкивал» и контролировал, но и поддерживал своих подопечных. Думаю, что к концу 3-го курса влияние извне уже не требовалось. В частности, потому, что с самого начала сориентировался на прикладную социологию. В её рамках любое исследование является некоторым научным изысканием. Сожалею, но в последние годы в силу разных причин пришлось «отойти» от прикладных социологических исследований.

2. Расскажите о Вашем первом опыте написания научной статьи.

В 1980 году, учась на 3-м курсе, у меня возникло сильное желание принять участие в работе конференции Тартуского университета. Там обсуждались вопросы использования математики в социологии. Написал статью. Выжал из себя всё, что смог. Приехал на конференцию. Понял, что делать мне на ней нечего. Доклады делали профессиональные математики. Я их совсем не понимал. Мою статью к публикации не приняли. Из сочувствия выдали какой-то диплом. Думаю, что по стандартам сегодняшнего дня – это не более, чем сертификат участника конференции. Но поездка не была бесполезной. Понял, что надо участвовать в научных форумах, чтобы понимать, чего стоишь.

3. Какая из Ваших научных работ стала самой запоминающейся для Вас лично?

Работы пишутся в разных ситуациях. Но всегда нужно выдерживать определённый научный уровень. Из всех своих работ выделяю две публикации. Нет необходимости приводить их названия, указывать где и когда они были изданы. Их особенность состоит в том, что удалось в наиболее полном виде реализовать задуманное. Самое интересное в науке – это исследовательская работа и достигнутый результат.

4. Как, по Вашему мнению, можно привлечь внимание студентов к науке?

Принудить человека к занятию наукой нельзя. Смысла в этом нет. Деньги никогда и никому не помешают. Однако рассчитывать в научной сфере на значительный финансовый успех может лишь ограниченный круг учёных. В свою очередь, карьерные перспективы учёного чаще всего ограничиваются его исследовательской и преподавательской работой. К тому же в современных условиях главным в науке считается её эффективность, измеряемая публикационной активностью. Поэтому, чтобы заниматься наукой, требуется внутренний посыл. Желание разобраться в чём-то. Рассмотреть вопросы, ответы на которые ещё не найдены.
Лучшее, что я мог бы порекомендовать молодым людям, размышляющим о своём возможном научном будущем, познакомиться со знаменитым докладом выдающегося немецкого социолога Макса Вебера «Наука как призвание и профессия», с которым он выступил перед студентами Мюнхенского университета зимой 1918 года.

5. Как Вы считаете, какие темы и проблемы на данный момент можно вынести на рассмотрение в научной статье в Вашей сфере преподавания?

Преподаю различные дисциплины. Любой желающий может подойти на занятия, посмотреть, послушать и принять в них участие. В научном плане всегда есть, чем заняться. Так, например, обратил бы внимание на изучение гуманизма.